Рыбы одного и того же вида имеют много общего, независимо от того где они обитают: в Беларуси, или, скажем, в Англии. Но есть и некоторые особенности, которые отличают наших рыб от «зарубежных». Эти особенности обусловлены спецификой белорусских водоёмов, климатом, а также рыболовными традициями, которые за многие годы сформировали у рыб соответствующие инстинкты.
Сегодня речь пойдёт одной из наиболее распространённых у нас рыб – о плотве, или, говоря по-белорусски — о плотке. В некоторых местечках эту любимую поплавочниками рыбку также называют плацiца, воблiца, плоць, альхоука, караваха.
Многих интересует: где можно половить крупную плотву, и вообще – какую плотву можно считать «крупной»? В справочниках по ихтиологии теоретики пишут, что плотва достигает веса 1 или даже 2 кг. Впечатляет, не правда ли? Только вот в нашей реальности экземпляры весом более 150 г являются уже редкостью. А уж рыбки по 400-600 г – настоящие трофеи, которыми потом можно хвастаться перед друзьями и знакомыми. На этом фоне цифры в 2 кг кажутся какой-то дикостью, придуманной невесть кем.
У нас хорошей плотвой славится озеро Нарочь. Правда, её там в принципе не много. Озеро-то глубокое, прозрачное, и как следствие, кормовая база – небогатая. Местным артельщикам тоже нужно сказать «спасибо» за усердное процеживание «белорусской жемчужины».
Что касается больших рек, то здесь иногда случаются выходы крупной плотвы. В особенности – на Припяти, когда рыба поднимается из Киевского водохранилища. А вот в небольших речушках крупная плотва попадается редко. Исключение – весенняя рыбалка, если ниже по течению находится большой водоем, откуда по весне заходит рыба.
В общем, наличие крупной плотвы характерно для просторных водоёмов, поскольку они (водоёмы) испытывают меньшую рыболовную нагрузку – из-за большой площади рыба не так быстро выбивается.
Ну а в небольших озерцах и прудах плотва просто не успевает дорасти до трофейных размеров – её непременно вылавливает и съедает «терзаемое голодом» население.
Исключение из этого правила – пруд Черница, что за Плещеницами. Там организованна карповая рыбалка по принципу «поймал – отпусти», а до плотвы карпятникам, разумеется, нет дела. Поэтому на Чернице трёхсотграммовая плотва сейчас в порядке вещей.
Несколько слов о сезонности клёва. Многие рыболовы-любители предпочитают ловить плотву весной, после освобождения водоёмов ото льда, а потом, когда вода прогревается, они переключаются на карася, карпа, леща, или на хищника. Тут нет ничего удивительного – ведь перед нерестом плотва наиболее активна: клюёт даже на грубые «карасёвые» снасти, и без прикормки. А вот летом и осенью ловля плотвы требует более серьёзного подхода!
На самом деле имея в наличие тонкие снасти и качественную прикормку, можно с успехом ловить плотву круглый год. Ну, разве что в самое глухозимье, когда кислород в воде заканчивается, клёв затухает.
Без деликатных снастей никак не обойтись на часто посещаемых водохранилищах, таких как Дубровское, Криница, Дрозды. Там часто рыбачат «продвинутые» рыболовы, поэтому местная плотва стала крайне осторожной.
Под деликатными снастями я подразумеваю поплавки с тонкими предельно огруженными антеннами, тонкие лески и мелкие крючки. К примеру, для ловли капризной плотвы среднего размера на маховую удочку в стоячей воде можно рекомендовать основную леску 0.12 мм, поводок 0.10 мм и крючок №18. Это – для ловли на мотыля и опарыша. Если же в качестве наживки используется тесто или перловка, то крючок нужен крупнее – 16 или 14 номера.
Есть, однако, в Беларуси водоёмы, где крючки меньше четырнадцатого номера не нужны в принципе. Вообще если рассматривать белорусские водоёмы в целом, то рыба у нас более непуганая, по сравнению с Западной Европой.
С плотвичными наживками ситуация очень интересная. Вот западные рыболовы с успехом ловят плотву на варёную коноплю и кастеры (куколки опарыша). Ими же и прикармливают. Однако наша плотва на конопляные зернышки клюёт очень слабо. Да и на кастеры ловится, зачастую, не лучше, чем на опарыша. Объяснение приходит в голову только одно: рыба не знакома с этими наживками, поскольку никто ими не кормит.
То ли дело перловка. Белорусская рыба, и плотва – в частности, отлично знакома с этой крупой, поэтому и клюёт на неё отлично. Лучшие результаты по плотве даёт ловля на ароматизированную перловку. Для этих целей можно использовать либо порошковые концентраты, либо спреи («атомиксы»).
Есть водоёмы, где плотва отдаёт предпочтение мотылю. Вообще это наиболее универсальная наживка, которая выручает даже в бесклёвье. Ну а если мотыль добавляется и в прикормку, то плотва вовсе «теряет голову» и забывает про всю остальную еду.
На некоторых «диких» водоёмах местные рыболовы с успехом используют всяких подручных «жучков-паучков», добываемых прямо на берегу. Самой распространённой наживкой такого типа является шитик.
Нарочанские рыболовы ловят крупную плотву на т.н. «шута», которого находят в водной растительности. Интересно, что эта наживка работает лучше любой другой, будь то мотыль или опарыш. Растительные насадки работают на Нарочи слабо, либо вовсе не дают результата. Кстати, растительная прикормка на этом озере также практически не работает.
Вообще же требования к плотвичным прикормкам хорошо известны, и эта информация уже неоднократно публиковалась. Напомню, что классическая прикормка на плотву должна быть не слишком клейкой и содержать всплывающие частицы. Их роль может выполнять, к примеру, молотый кориандр или «сырая» (не обжаренная) конопля. Тоже, разумеется молотая.
А вот жарения измельчённая конопля, хоть и перестаёт всплывать, зато её вкусовая привлекательность для рыбы значительно увеличивается.
Также общеизвестно, что по крупной плотве очень хорошо работает добавка к прикормке в виде голубиного помёта.
Из ароматизаторов плотвичной классикой считается ваниль, анис, карамель и некоторые другие комбинированные запахи. Тут что белорусская, что «заморская» плотва не отличаются какими-то своими особыми пристрастиями.
Автор: Алексей Воличенко