Не проблема поймать леща, когда он хорошо клюёт. Все аспекты этой рыбалки многократно разжёвывались и обсасывались в рыболовной литературе: выбор места, снасть, прикармливание…
Но, к сожалению, «раздача» длиться недолго. Стабильный клёв леща обычно начинается спустя пару недель после ледостава, и постепенно сходит на «нет», возобновляясь только весной, по последнему льду.
Период «бесклёвья» может быть разной длительности – тут уж всё зависит от водоёма. При благоприятном кислородном режиме «клеевых» дней бывает больше. Еже ли водоём непроточный, то «глухозимье» наступает скоро – не успеешь и оглянуться.
Но суть не в этом. Суть в том, что практически на любом водоёме бывают дни, когда даже мелкого подлещика не поймаешь просто так, с наскока.
Что же делать в таких случаях? Многие рыболовы-любители разводят руками, мол, «не берёт – значит, не судьба».
Но я считаю, что найти «фишку», спровоцировать капризную рыбу на поклёвку – это даже интереснее, чем бездумно набивать мешок, когда у рыбы жор.
Поэтому, мой совет: если не можете поймать – не спешите заканчивать рыбалку! Возможно, вы упустили из вида какую-то деталь, что-то сделали не так, и это стало причиной неудачи.
Снасти для «неклюющего» леща
Всем мало-мальски «продвинутым» рыболовам известно правило: чем хуже клёв, тем более деликатной должна быть снасть. Это правило, на первый взгляд, справедливо и для зимней ловли леща с подлещиком. Вместе с тем есть несколько нюансов, которые важно понимать.
Давайте не будем забывать, что лещ не «кусает» корм. Он, как и другие рыбы семейства карповых, затягивает его в рот вместе с потоком воды. И если корм (мотыль на крючке) оказывается неестественно тяжёлым, то осторожная рыба старается тут же его выплюнуть.
Поэтому, говоря о «деликатных снастях», мы подразумеваем, такие снасти, которые рыба меньше всего чувствует, что, в конечном счете, увеличивает процент реализации поклёвок.
Так вот, парадокс в том, что толщина лески здесь может быть вовсе не причём!
Я имею ввиду ловлю на зимнюю поплавочную удочку. Если правильно отрегулировать баланс между поплавком и грузиком, сделать так чтобы поплавок под его весом тонул медленно-медленно, то клюнувшая рыба практически нечего не почувствует. И не важно: будет там леска 0.07 мм или 0.14 мм. Честно говоря, мне и самому раньше не верилось, что такое возможно, но потом несколько раз сравнил и убедился в этом на практике.
В общем, первый тезис: для ловли «неклюющего» леща на поплавочную удочку нужно отрегулировать поплавок так, чтобы он ели-ели тонул. Это ключевой момент, влияющий на чувствительность. Впрочем, думаю, америку я вам не открыл.
Обнаружился тут, правда, один «подводный камень». Когда лещ слишком быстро подымает приманку ото дна, поплавок тут же всплывает к поверхности, и если в этот момент опоздать с подсечкой, рыба сразу же чувствует вес грузила и может выплюнуть наживку.
Чтобы такого не происходило, я использую две хитрости.
Во-первых, ставлю на леску два маленьких поплавка вместо одного. Расстояние между ними – 15-20 см. Получается, что даже если верхний поплавок всплывает, рыба чувствует не более половины массы огрузки.
И вторая хитрость состоит в том, что я распределяю огрузку на две точки. Одна микро-дробинка стоит в 4-5 см от крючка, а вторая, чуть крупнее – на 10 см выше первой (см. схему). Общая масса огрузки на моих зимних удочках никогда не превышает 1 г.
Таким образом, шансы на то, что рыба заподозрит неладное, сводятся почти к нулю.
Что касается крючков на поплавочной снасти, то для ловли некрупного подлещика я использую №16 (леска 0.12 мм), либо №14 (леска 0.14 мм), если есть вероятность поклёвки солидной рыбы. Главное, чтобы крючок был из тонкой проволоки – тогда его вес минимален.
Хочу подчеркнуть, что всё вышесказанное касается ловли на поплавок. С мормышкой ситуация совершенно другая. Дело в том, что в мормышечной снасти другой сигнализатор поклёвок – кивок. И когда происходит поклёвка, рыба чувствует сопротивление снасти пропорционально тому, насколько поднялся или согнулся кивок. Тут всё решают доли секунды. Осторожная рыба может буквально «дунуть» на мормышку, и если та, будучи слишком тяжёлой, не поддалась, если мотыль вдруг «потяжелел», то, вероятно, такая полупоклёвка не будет реализована.
Выход из этой ситуации только один: ставить более мелкую (лёгкую) мормышку.
Но тут мы сталкиваемся с другой проблемой: на леске 0.12 мм, мелкая, скажем, 2.4 мм мормышка вовсе отказывается играть. Веса такой мормышки не хватает даже для того, чтобы как следует выпрямить леску.
Вот именно поэтому мы вынуждены переходить на более тонкие лески.
В глухозимье у меня были случаи, когда никак не удавалось поймать рыбу на мормышку 2.4 мм с леской 0.06 мм. Опуская в эту же лунку мормышечку 2.2 мм на леске 0.05 мм, я со второй-третьей проводки доставал подлещика. И такой сценарий повторялся в разных лунках!
Возникает вопрос: а зачем извращаться с тончайшими лесками и микро-мормышками, если можно взять поплавок и «не париться»?
Согласен, что ловить леща (подлещика) на поплавок удобнее, а иногда и гораздо эффективнее – если он клюёт со дна. Но, во-первых, не каждый день лучше клюёт со дна. Во-вторых, есть водоёмы, где «на игру» в принципе клюёт лучше, чем «на стоячку».
На моей практике поплавочная снасть по лещу лучше работала на рукотворных водохранилищах, тогда как подвижная мормышка с мотылём давала превосходные результаты на озёрах природного происхождения. Как это объяснить – даже не знаю…
И ещё один момент. Когда ловишь на мормышку, то намного больше шансов иметь попутно прилов из другой рыбы: окуня, ерша, плотвы. По мне – такая рыбалка веселее, чем подолгу ждать лещовую поклёвку. Хотя, конечно, если на поплавок клюёт постоянно, то вопрос снимается.
Особняком стоят безмотыльные снасти. Работают они не везде. К примеру, у нас на белорусских водохранилищах случается так, что чёртик или микробалда «затыкает за пояс» все остальные снасти, даже в самые бесклёвые дни! В Подмосковье чёртик тоже много где срабатывает. А вот, к примеру, из общения с питерскими спортсменами-мормышечниками я узнал, что у них на озёрах безмотылки практически не ловят.
Вообще на чёртика и прочую «нечистую силу» ловить удобнее, чем на классическую мормышку. Приманка достаточно тяжёлая, быстро тонет, и леска супертонкая там не нужна. Зачастую рыба клюёт более резко, чем на мотыля, и сразу засекается. Поэтому вопрос о чувствительности тут не стоит.
Еда, которая пробуждает аппетит
Чем кормить? Мотылём? Или прикормкой? Или мотылём в смеси с прикормкой?
Хотя общие закономерности существуют, но конечный ответ всё-таки зависит от водоёма. Точнее даже – от конкретно рыболовной ситуации. Потому что даже на одном и том же водоёме пристрастия рыбы могут слегка меняться день ото дня.
Есть водоёмы, на которых растительная прикормка зимой по белой рыбе практически не работает. Это в основном малопосещаемые озёра, где растительная пища выглядит для рыбы неестественно. Где-то кормить «кашами» просто не принято, хотя водоём может быть и довольно посещаемый. Ситуации это не меняет: рыба зимой игнорирует растительный корм.
На таких водоёмах заморачиваться, казалось бы, не стоит: корми чистым мотылём – и если рыба есть поблизости, то она подойдёт. На мой взгляд, тут не всё так однозначно. Почему именно – объясню чуть позже.
С другой стороны, на водоёмах, находящихся неподалёку от мегаполисов, и вследствие этого испытывающих большой рыболовный прессинг, использование растительных прикормок зимой – в порядке вещей. И самое интересное, что у местной рыбы постепенно вырабатывается привыкание к «манне небесной» в виде растительного корма, опускаемого из лунки на дно! Бывает, достаёшь подлещика из-подо льда, а он забит прикормкой до отказа! Что тут сказать – приспосабливается природа…
В этом вопросе можно было бы поставить точку, если бы не один феномен: стоит закормить серею лунок мотылём и дать им «настояться», как рыба напрочь забывает про «сухари». И если ваши соседи сидят поблизости на лунках с растительной прикормкой, то клёв у них может просто выключиться! А если на данном водоёме прикармливание мотылём практикуется регулярно, то оно будет работать однозначно лучше, чем «сыпучка».
Поэтому лично я почти никогда не использую прикормку в чистом виде. Всегда подмешиваю мотыля, коль он есть в наличии. Базовое соотношение – 1:1. Если ловля происходит не в спортивном режиме (поблизости никого нет), то процент мотыля можно уменьшить. Если же водоём из числа тех, где растительные прикормки не воспринимается рыбой зимой, то предпочитаю не искушать судьбу. Иначе можно «убить» лунки вовсе.
Какую именно выбрать растительную смесь – вопрос скользкий. Ведь мы хотим поймать вялую и пассивную рыбу, которая теоретически может и не начать клевать вовсе. Или наоборот, можно «сесть рыбе на голову». Поэтому нельзя поспешные выводы, мол, вот эта прикормка – хорошая, а та – плохая. Даже летом, когда лещ интенсивно питается, сложно делать какие-то выводы по прикормке. А зимой – и подавно!
У меня, к примеру, в последние годы были отличные результаты с прикормкой TRAPER GOLD «Expert». Это смесь мелкого помола, с большим содержанием обжаренных ржано-пшеничных сухарей. Она имеет мягкий запах гвоздики, к которому, как известно, лещ неравнодушен. И главное – я верю в эту прикормку!
Что касается мотыля, то, на мой взгляд, для прикормки лучше подходит мелкий, поскольку он не так быстро насыщает рыбу. Если по первому льду разницы (по сравнению с крупным мотылём) может и не быть, то в середине зимы это становится критично.
И ещё один интересный момент, на который хотелось бы обратить внимание.
Спортсменам-поплавочникам хорошо известно, что когда ловля происходит на мотыля, то лещовая прикормка (в отличие от плотвичной) зачастую должна включать в себя грунт (глину). Бывает, что в периоды слабого клёва, в частности – осенью, содержание грунта доводят до 90% от общего объёма смеси. Либо и вовсе отказываются от растительной составляющей.
Не знаю почему, но особым «ценителем» земляной прикормки является именно лещ / подлещик. Вероятно, это связанно со строением его рта и, соответственно, с манерой кормления – лещ, в отличие от окуня и плотвы, роет дно в поисках корма. Роет там, откуда слышны колебания личинок.
Кроме того, есть мнение, что мотыль, копошащийся в глине, выглядит для рыбы более естественно, чем в «сухарях».
Ну, так вот, наши теперешние знания о прикормочных грунтах, о работе с ними, мы переняли в основном у рыболовов Западной Европы. Но у них-то льда не бывает! Наверное, поэтому как-то и не принято у нас смешивать прикормку с грунтом на зимней рыбалке. А может напрасно? Может прикормка в смеси с грунтом – это как раз лучшая зимняя прикормка на леща?
Этот вопрос не давал мне покоя. Поэтому решил проверить!
Раздобыть зимой правильную глину для прикормки можно разве что в рыболовном магазине. Так я и поступил – взял упаковку рассыпчатой траперовской глины (Glina rozpraszająca).
Накануне как раз были соревнования на гребном канале в Заславле, где обитает много подлещика, да и хорошие лещи иногда влетают.
На тренировке попробовал смешать прикормку с глиной в пропорции 1:1, а получивуюся смесь добавил к мелкому мотылю, так же в пропорции 1:1. То есть в итоговом составе было 25% грунта, 25% «сухарей» и 50% мотыля.
Результатом я был приятно удивлён: клёв был явно лучше, чем на лунках, закормленных для сравнения другими составами.
Решил с этим составом прикормки выйти и на соревнования. И что вы думаете? Занял второе место. До первого чуть-чуть не дотянул только лишь потому, что один из соперников занял часть моих уловистых лунок, и сделал на них третье место. А подлещик тогда клевал весом 100-800 г, причём на «земляных» лунках рыба была явно крупнее!
После этого случая я продолжил эксперименты с грунтом в прикормке на разных водоёмах. Оказалось, что на «диких» озёрах, где растительная смесь не работает, мотыль в смеси с грунтом даёт во многих случаях лучший результат, нежели мотыль в чистом виде. Причём в периоды, когда лещ якобы «не клюёт», данная закономерность прослеживалась особенно чётко.
Полагаю, что всё дело тут в меньшей доступности мотыля для рыбы. Лещ слышит колебания, издаваемые личинками, и чтобы добраться до них, ему нужно порыться в грунте. Если же личинки покоятся на дне неприкрытые, то рыба их без проблем «пылесосит», и может насытиться ещё до того, как доберётся до мотыля на крючке.
Что касается соотношения глины и мотыля, то я сделал такой вывод: чем хуже клёв, тем меньше должно быть содержание мотыля.
Если подытожить вышесказанное, то моя лещовая прикормка, в зависимости от обстоятельств, различается соотношением трёх компонентов: грунта, растительной смеси и мотыля. Иногда одни из двух первых компонентов исключается из состава. При этом объём закорма стандартный – одна зелёная кормушка на лунку.
Верить и ждать
На лещовой рыбалке очень здорово помогает вера в то, что всё сделано правильно: место выбрано удачное, закормлено как надо, и снасть подходящая.
Такая вера приходит только с опытом. Рыболов начинает, что называется, «чувствовать воду».
Ну и, конечно, кроме веры в правильность своих действий, нужно запастись терпением.
У меня есть много примеров из соревновательной практики, когда зоны выигрывались на леще или на крупном подлещике, притом, что подавляющее большинство спортсменов было нацелено на окуньков, даже не пытаясь «высиживать» крупныю рыбу.
В общем, в поклёвку заветной рыбы нужно верить и ждать её. Тем более что на обычной любительской рыбалке, в отличие от соревнований, вам спешить некуда…
Понятно, что пассивная рыба подходит на прикормку далеко не сразу. Иногда приходится кормить и ждать выход рыбы не одни сутки.
В этом плане преимущество есть у тех рыболовов, кто живёт рядом с водоёмом и имеет возможность его посещать хотя бы раз в два-три дня. Регулярное прикармливание лунок, несомненно, повышает шансы на успех.
Если же вы планируете однодневную рыбалку, то прибыть на точку нужно как можно раньше, в сумерках. Это типичная ситуация для глухозимья – на лунки, закормленные с утра, рыба может подойти только после обеда.
Автор: Алексей Воличенко