Рыбалка на Нёмане ни с чем несравнима! Где у нас ещё есть настолько непредсказуемая и загадочная река? Река настолько красивая, что даже после неудачной рыбалки не хочется её покидать! Где ещё можно попасть на такое разнообразие подводных обитателей?! На Нёмане голавль – вполне заурядная рыба, составляющая порой основную часть уловов. Тут часто попадается язь и сырть. Елец – тоже в порядки вещей. А на некоторых участках реки есть шансы зацепить усача или сазана. Про плотву, густеру и лещей даже говорить нечего.
Вот такие мысли крутились у меня в голове после звонка Валерия Сикиржицкого, предлагавшего съездить вместе на Нёман. Поехать, конечно, хотелось, но сдерживали некоторые обстоятельства. Были запланированы другие дела, да и к соревнованиям на Любани нужно было готовиться. Но с другой стороны… «потом» свободного времени тоже может не оказаться. Тем более, предыдущий выезд в район деревни Николаево был не слишком удачный по рыбе, и хотелось как-то реабилитироваться. Взвесив «за» и «против», я всё-таки дал Валере утвердительный ответ и начал паковать вещи.
На сей раз пунктом назначения был выбран участок реки ниже Столбцов. Это т.н. «Малый Нёман». «Большой», так считают местные рыболовы, начинается уже после впадения Западной Березины. В тех краях река и в правду шире в два раза. А мы едем на Валерины места, где у него в прошлый раз «клевали лещи». Это существенно выше Николаево, хотя по расстоянию от Минска получается даже чуть больше.
Перед выездом я проконсультировался с Сергеем Копыленко, – знатоком Нёмана, – по поводу того, где сейчас ловить крупную рыбу. Сергей посоветовал поискать прогон с глубиной 4 м, сказав, что на меньшей глубине не будет отбоя от мелочи. Там, куда мы едем, у Валеры, по его словам, как раз имеется на примете подобное местечко.
Путь пролетел незаметно, и вот мы уже начали пробираться по ухабистой дорожке к берегу реки. Вышли из машины, осмотрелись. Вода чуть выше нормы, мутноватая, но в принципе – нормально, бывало и хуже. Прогончик симпатичный и судя по всему – глубокий. Течение умеренное. Кстати, этот участок по праву может называться «Малым Нёманом». Река тут аномально узкая – порядка двадцати метров шириной. Выше и ниже по течению Нёман существенно шире. Аномально узкий участок имеет протяжённость около 100 м.
Неподалёку, ближе к повороту реки, расположились двое местных мужичков. У них по берегу расставлены донки-спиннинги. Говорят, раньше тут ловился лещ, а сейчас язь в основном попадается. Ну, язь нас более чем устраивает!
Приехали мы, к сожалению, довольно поздно, и на вечернюю рыбалку времени оставалось в обрез. Все надежды, естественно, на завтрашнее утро. Тем не мене замешали прикормку и начали по-быстрому разбирать снасти. Валера планировал ловить фидером, я – штекером. В этих местах, вероятно, хорошо бы отработала болонка, но, ни у меня, ни у Валеры собой её не оказалось.
По прибытию на новое место, важно первым делом изучить рельеф дна. С этой целью я разложил один четырёхколенный кит с резиновым амортизатором 1.2 мм. Прицепил к нему оснастку с десятиграммовым плоским поплавком, основной леской 0.16, поводком 0.14 и крючком № 14.
Промер глубины порадовал: сразу от берега резкий свал, и на одиннадцатиметровом штекере (это уже середина реки) как раз искомая глубина 4 м. На 13 м уже чуть мельче, и дальше, к противоположенному берегу – плавный подъём. Таким образом, выбор пал на дистанцию 11 м.
Как оказалось, десятиграммового поплавка хватает для медленной проводки – как раз то, что нужно. Удивительно, но нёманская рыба, даже лещ, зачастую охотнее клюёт на движущуюся насадку, чем на неподвижную.
Тем временем Валера закинул свои два фидера по диагонали от берега: один – на середину реки, а второй – к противоположенному мелководному берегу. По его словам, в прошлый раз много поклёвок было именно там, на мелководье.
Определившись с дистанцией и оснасткой, я забросил в точку 15 шаров прикормки размером с апельсин. В прикормку заблаговременно была добавлена глина в пропорции два к одному, жидкий ароматикс «Ванила-Экстра» и банка консервированной кукурузы. Этого хватит, чтобы собрать рыбу и удержать её до утра.
До сумерек оставалось всего каких-то полчаса, но я всё-таки не смог удержался, чтобы не сделать несколько проводок. Одел на крючок одно зёрнышко кукурузы и завёл оснастку на прикормленную точку. Поклёвка произошла моментально! После подсечки резина вытянулась из хлыста на полметра. Увесистая густера грамм на 250 показалась на поверхности и легла на бок, после чего была взята в подсачек. Что ж, неплохое начало! Вторая, третья, четвёртая проводка – и результат тот же: густера одна за одной. Клевало на всё: на две кукурузины, на четыре опарыша и на восемь мотылей. Густера шла разная: в основном – среднего размера, с ладошку, но влетело и несколько «мамок».
Закончил рыбалку только когда поплавка совсем не стало видно, а вылетевшие из кустов комары вконец «озверели». В принципе, можно было насадить светлячок на антеннку и половить ещё в темноте, но не за густерой мы сюда приехали, да и, честно говоря, хотелось уже просто расслабиться и посидеть у костра.
Забавно: в этом году я был на рыбалке уже раз, наверное, пятьдесят, но с ночёвкой на берегу – только один раз. Этот выезд будет вторым…
У Валеры всё это время поклёвок на фидер не было. Вероятно, сказалось то, что он не делал массированного стартового закорма. Впрочем, сматывать удочки товарищ пока что не планировал, рассчитывая на ночной клёв. И действительно, когда уже полностью стемнело, одна из удочек задрожала, передавая вибрации на бубенчик, прикреплённый к подставке. На крюке оказалась всё та же вездесущая густера. Через полчаса снова зазвонил бубенчик, и ещё одна густёрка была извлечена из воды. Далее поклевки начали происходить всё чаще и чаще. На короткие звоночки Валера даже перестал реагировать, и сёк только когда было очевидно, что рыба сидит на крючке. Вскоре это занятие наскучило. Навалилась усталость, и мы легли спать…
Встав наутро и слегка подкрепившись, продолжили рыбалку. Рыбу тоже покормили. Валера забросил несколько шаров «на глаз». А я, чтобы не напугать рыбу всплесками, завял в точку десяток шариков прикормки, используя для этого специальную чашечку, закреплённую на вершинке штекерного удилища.
Однако «бонусы» этого не оценили и наотрез отказались клевать на утренней зорьке, что у меня, что у Валеры. На прикормке плотно стояла густёрка.
Так продолжалось, наверное, часа полтора. Потом поклёвки стали реже, и вскоре совсем исчезли. На то могло быть две причины: либо рыба выела всю прикормку и ушла, либо подошёл крупняк и отогнал мелочь. Первый вариант представлялся маловероятным, поскольку я регулярно докармливал точку. Поэтому объяснение виделось только одно: приплыло что-то хорошее.
Погонял поплавок минут двадцать, но безрезультатно. Поразмыслив, принялся оснащать второй кит более мощной оснасткой с шестнадцатиграммовым плоским поплавком (толстая леска сильнее парусит на течении).
Валера, у которого на фидер утром вообще не клевало, улучил момент и уселся за моё временно освободившееся «рабочее место». Опыта ловли на штекер у него нет ввиду отсутствия оного в личном арсенале снастей. Но зато есть такая пословица: «новичкам везёт». Так вот, это был как раз тот случай. Выслушав мои инструкции по поводу того, как делать проводку, Валера через десять минут засёк неплохого леща и самостоятельно взял его в подсак. Вот так! Значит, всё верно – крупная рыба действительно подошла на прикормку. Поклёвка произошла на «бутерброд» из двух опарышей и пяти мотылей.
Выдворив «оккупанта» со своего ящика, я уселся караулить следующую рыбу.
Ждать пришлось минут пятнадцать. Поклёвка, подсечка – и ещё один лещ-килошник заворочался на крючке. Сопротивлялся он не долго, и уже спустя полминуты оказался у подсака. Отлично!
Оснастка снова отправилась в воду. Интересно, когда произойдёт следующая полёвка? От созерцания поплавка нас отвлёк звон колокольчика. И это был не Валерин фидер. Клевало у местных, на ближнюю к нам удочку, стоявшую метрах в сорока ниже по течению от нашей полянки. Вершинка у той удочки была толщиной, наверное, с палец. И судя по тому, как она ходила ходуном, рыба попалась не мелкая! С интересом начали наблюдать за дальнейшим развитием событий. Один из мужичков неспеша встал и вразвалочку направился к своей нехитрой снасти, которая готова была уже соскочить в воду. Подошёл он, взял удочку в руки и начал крутить катушку. Крутил её без всяких остановок и выкачиваний, словно там и не было ничего. Катушка-то «Невская» – на неё хоть акулу тащить можно. Да и леска там, видно, была – единица. Язь, а это был именно он, словно уклейка запрыгал к берегу от такого бесцеремонного вываживания. И возле берега свалился с крючка.
Валера сходил поинтересоваться, на что мужики ловят. Оказалось – на горох. В общем-то, горох – самая ходовая нёманская наживка у местных. Это ни для кого не секрет.
Тем временем у меня клюнул подлещик на полкило. На кукурузу с опарышем. И снова тишина на полчаса. Все проводки – в холостую.
Тут надо сказать, что на линии, по которой я делал проводку, была какая-то аномалия: на полпути поплавок всё время притапливался, а при лёгком подёргивании удочкой, тут же появлялся из воды. Может, там на дне лежал камень или ствол дерева поперёк реки. По крайней мере, зацепов «мёртвых» не было – только лёгкие задевы.
Так вот, на очередной проводке с придержкой поплавок как обычно юркнул под воду. Ну, я подождал пару секунд – иногда после этого антеннка поплавка сама всплывала обратно. Но этого не произошло, и я сделал контрольную подсечку. Зацеп. Хм… И тут, как говорят, «зацеп ожил»! Не было резких толчков, просто леска пошла в сторону «нашего» берега. Со дна рыбина и не думала подниматься. Она, наверное, ещё не поняла, что попалась на крючок и надо удирать. Потом «подводная лодка» направилась против (!) течения, всё больше растягивая резину амортизатора. Что это? Явно не лещ! Лещи-то никогда не прут с такой силой против водного потока. Обычно они уходят вниз, используя течение как дополнительную силу, которая может осложнить вываживание. Тут рыба поплыла ещё быстрее, как будто её вообще ничего не сдерживало! Кончилась всё тем, что этот «монстр», растянув резину на 10 м, зашёл в корчи и оборвал там поводок. Усач? сазан? Или мега-язь? Неизвестно…
Обидно, конечно. А руки затряслись так, что с трудом поменял поводок.
«Бонусы» кончались. Снова начала попадаться густёрка, но уже не так бодро, как на зорьке, и мельче по размеру. Где-то часов в одиннадцать утра клёв вообще обрубило. Пробовал и горох, и все остальные наживки – фиг вам. Только уклейка изредка перехватывала наживку, если та помещалась ей в рот.
Потом последовала мощная полёвка на десять мотылей. Резина пошла рывками и на поверхности показалась… щука! Небольшая, грамм на шестьсот. Уже возле подсака она, мотнув головой, обрезала поводок. На этом штекер полностью «умер», рыбы там не стало вообще. Этот момент совпал с наступлением невыносимой жары. Без зонтика сидеть было просто невозможно.
Зато у Валеры теперь заработали фидеры, «молчавшие» до этого. Сначала был изловлен красавец-язь на полтарашку, позарившийся на горох с опарышем. А спустя примерно час на второй фидер клюнул лещ, теперь уже на пучок опарышей. Всего две рыбы, но какие!
Похоже, что рыба в этот момент вышла на мель, поскольку на фидеры клевало ближе к противоположенному берегу, а на середине – глухо.
Время было уже послеобеденное, и пора было собираться домой. Но тут вдруг ливанул дождь с грозой, наполняя воздух приятной прохладой. Решили его переждать, а потом уже «отчаливать». Дождь шёл недолго. Когда он закончился, я решил ради интереса напоследок проверить штекер – мало ли. И что вы думали? Откуда не возьмись пошла густера с каждой проводки! Рыба реально стала «стеной» и клевала на всё без разбора. И это притом, что последние полтора-два часа на штекер вообще не клевало! Вот и пойми этот Нёман! Такой бешеный клёв длился минут двадцать, после чего так же резко оборвался.
Времени на дальнейшие эксперименты не было. Поэтому, сделав несколько фотографий с пойманной рыбой и отпустив большую её часть на свободу, мы погрузили вещи в машину и тронулись в обратный путь.
Какие выводы можно сделать по прошедшей рыбалке?
Данный участок Нёмана можно охарактеризовать как «лещо-язёвый». Голавля тут, очевидно, не будет. Слишком глубоко для него, и течение эта рыба любит побыстрее.
Густеру, если не хочется её ловить, можно отсекать за счёт объёмной наживки: гороха, прежде всего. Ну, это стандартный приём.
Очень хотелось бы попробовать в этом месте клееного опарыша для прикормки. Но при наших ценах (1 литр – 10 долларов) – ну его.
А вот что проверить было бы реально, так это непрерывный докорм малыми порциями гороха. Пожалуй, в следующий раз я так и поступлю.
Выбор глубины для ловли штекером был удачным, но до поры до времени. Днём рыба ушла с четырёх метров на мель. Это странно, поскольку обычно бывает наоборот.
В общем, некоторые загадки остались неразгаданными. Но, может быть, этим и хороша рыбалка?!
Автор: Алексей Воличенко